Главная

Рейки

Коучинг

Медитация

Уми

События

Тексты

 

С. Н. Йог

Семь Уровней Сознания

 

Вступление

Всё, что здесь написано, это не только лишь плод воображения или информация, почерпнутая из книг, хотя и то, и другое присутствует в равной степени. Конечно же, я читал большое количество эзотерической литературы и много размышлял. Но таким образом, год за годом, мне не удавалось придти к чему-либо красивому, завершённому, к чему-либо обладающему ароматом истины. Истину невозможно выразить в словах. Её, по всей видимости, даже невозможно познать. Но к ней можно приблизиться, её присутствие можно почувствовать и когда-нибудь, если вам повезёт, пережить. Судите об истинности того, что вы будете читать не с помощью логики, не сравнивая это с другими книгами, которые вы читали, или мнениями, которые вы слышали. Обратитесь к собственному опыту, наблюдайте себя, изучайте пытливо и добросовестно, только это даст вам право иметь своё мнение.

Информация, здесь изложенная, пришла и сформировалась в цельную картину в процессе медитации. Осенью 1995 года я практиковал випассану, или наблюдение за дыханием. Мне очень нравилась эта практика, состояние покоя и блаженства, которое она приносила, было ни с чем не сравнимо. И вот однажды, когда я спокойно сидел на своей подушке для медитации, на меня обрушился целый поток информации, словно водопад. Сейчас я думаю, что я, конечно же, допустил ошибку. Нужно было просто продолжать сидеть, ведь и этот поток тоже можно было наблюдать. Но я был настолько очарован открывшимся передо мной пониманием, что прервал упражнение и бросился записывать то, что понял, боясь, что всё забудется, как забывается сон, через несколько секунд после пробуждения. Впоследствии я решил, что раз уж медитация была прервана, то нужно сделать так, чтобы от этого была хоть какая-то польза и начал читать лекции и включать эту информацию в программу групп по медитации, которые вёл все эти годы. Не могу сказать, что всё шло гладко. Реакция на мои откровения варьировалась от простого и незатейливого засыпания с тихим вежливым посапыванием в первом ряду, до активного несогласия, наглых попыток перебить меня на самом интересном месте, доходящих до полного непонимания относительно того, кто, собственно, читает лекцию. Но наиболее удручающими были ситуации, когда после двух-трёх часов словоизвержения я, наконец, останавливался и интересовался, есть ли у аудитории какие-либо вопросы, после чего кто-нибудь робко поднимал руку и задавал вопрос, из которого мне, несчастному лектору, становилось ясно, что никто так ничего и не понял. Довольно долгое время я воспринимал это очень личностно, иными словами, обижался, как делают только очень неумные люди. Потом начал пытаться организовать занятия и материал так, чтобы его было легче воспринять. Наконец, пришло гениальное решение: надо написать книжку! В этом случае, если читатель заснёт или обругает меня, есть большая вероятность, что я об этом не узнаю. Если же кому-то информация покажется интересной, всегда есть возможность перечитать непонятное место несколько раз, а уж если и это не поможет, то, пока я жив, меня можно разыскать. Я, конечно же, отвечу вам, что всё, что знаю, уже изложил в книжке и добавить что-либо вряд ли смогу. Но зато мы сможем поискать ответ вместе, а от этого может возникнуть обоюдная польза. В любом случае, текст - вот он, перед вами, а есть ли от него хоть какая-то польза - судить теперь вам.

Глава 1

С тех пор, как у людей появилась дурная привычка объяснять всё и общаться друг с другом с помощью ума, жизнь заметно усложнилась. Не то, чтобы я сознательно помнил те блаженные времена, когда всё было иначе, но могу себе представить, что тягостное заблуждение относительно того, что слово адекватно переживанию им описываемому, привело нас в то безрадостное положение, в котором мы все сейчас находимся, независимо от классовой принадлежности и банковского счёта.

С тех пор люди, вкусившие реальности и имеющие сострадание в достаточном количестве для того, чтобы возжелать, любыми доступными способами, поделиться этим переживанием с остальными, каждый раз встречаются с одной и той же проблемой: Как об этом рассказать? Надо сказать, что человеческая изобретательность поистине безгранична, учитывая количество существующих в мире религий и предположив, что за каждой из них стоит хотя бы один индивидуум, попытавшийся в своё время что-то кому-то объяснить.

Одним из таких людей и был, по всей видимости, некто Патанджали, которому приписывают поистине гениальную попытку рассказать о мистическом с помощью стройной схемы, основанной на семи энергетических центрах или чакрах, как их называют наши индийские братья, да и не только они. Как и все гениальные идеи в истории человечества, эта тоже не избежала участи быть неправильно понятой, неверно истолкованной, переиначенной, в результате чего дошла до нас в виде, по моим подозрениям, очень мало узнаваемом. Хотел бы я посмотреть на лицо Патанджали, если бы он появился среди нас и обратился к кому-нибудь из современных специалистов, чтобы ему "прочистили чакры" или "подняли кундалини"! Я и сам, если честно, постеснялся бы прямо посмотреть в его древнеиндийские глаза… но, тот не делает ошибок, кто вообще ничего не делает, а древним просветлённым индусам надлежит быть сострадательными к нам, их невежественным потомкам, а посему продолжу.

Я встречал в своей жизни довольно много людей, которые уверяли, что видят чакры. По моим наблюдениям, большинство из них либо сознательно обманывали остальных, либо искренно заблуждались, принимая желаемое за действительное. Можно сказать, что все люди делятся на два основных типа: склонные к визуализации и несклонные к ней же. Даже и не задаваясь целью понять, почему это так, отмечу только, что, по моим наблюдениям, вторые настроены чаще всего, гораздо более скептически. Как вы уже, наверное, догадались, я отношусь ко вторым (хотя хочется иногда побывать и среди первых…). Этот скепсис мешает вторым довериться мистическому, но помогает не терять головы и сохранять чувство реальности. Первые же счастливы тем, что с помощью своего внутреннего взора наблюдают прекрасные и разноцветные картины, но беда в том, что в подавляющем большинстве случаев эти картины являются игрой их собственного воображения, тогда как сами первые настроены воспринимать свои видения весьма и весьма серьёзно.

Сюда же, по большей части, отнесу и случаи бытового общения с Учителями и Сущностями. Одна из участниц семинара рассказала мне, что во время медитации к ней явился Ошо, однако, когда я спросил её, как он выглядел, она тут же проговорилась, сказав, что это было просто фигура в белом балахоне. "А лица у неё не было, потому что раньше я Ошо не видела", - сказала она. Если явление реально, нам не нужна информация из прошлого, чтобы его пережить. В противном случае все, кого мы встречаем в первый раз, не имели бы лиц, просто потому, что мы их никогда не видели раньше.

Девяносто девять процентов случаев "видения чакр", я думаю, являются той самой игрой воображения тех, кто их видит. Были, тем не менее, люди, которые, на основании своего видения, говорили мне про меня то, что по моим внутренним ощущениям было весьма похоже на правду. Но, в любом случае, для нашего рассмотрения нет необходимости видеть эти самые чакры, что бы это ни означало, мы будем отталкиваться от опыта, достаточно общечеловеческого, чтобы от него мог оттолкнуться любой.

Тот же самый любой в настоящее время, наверное, знает, что человеческую активность можно условно разделить на физическую, эмоциональную и интеллектуальную. Это и есть тот самый опыт, от которого упомянутый выше любой может оттолкнуться. С этого момента мы не будем, по крайней мере, некоторое время, обсуждать не очень понятные чакры, а введём термин "уровень сознания". Физический уровень сознания - это ощущения нашего физического тела, такие как боль, удовольствие, ощущения вкуса, запаха, прикосновения. Слух и зрение мы пока оставим в стороне, поскольку сигналы от них настолько непосредственно передаются в мозг, что очень трудно отделить физическую активность от какой-то другой, если только сигнал не настолько сильный, что вызывает боль, как очень громкий звук или слишком яркий и резкий свет.

Эмоциональный уровень сознания - это всё, что мы называем, собственно, эмоциями: страх, гнев, радость и т.д. Их не всегда легко отделить от физических ощущений, поскольку радость часто вызывается удовольствием, а гнев или страх - физической болью. Но, тем не менее, имея минимум наблюдательности, это возможно.

И, наконец, интеллектуальный уровень - это все мыслительные процессы, когда мы что-либо обдумываем или решаем некоторую логическую задачу.

Существует ещё один уровень, доступный нашему обыденному сознанию, хоть и очень редко. Это происходит тогда, когда мы испытываем очень сильное напряжение или внезапный шок на одном из вышеперечисленных уровней: сильный страх в ситуации внезапной опасности, необычайно мощное физическое или интеллектуальное усилие. Но об этом мы поговорим позже, а сейчас займёмся тем, что мы уже знаем или, точнее, что мы думаем, мы уже знаем. Как я попытаюсь показать вам в ближайшем будущем, идея о том, что мы знаем, весьма далека от истины. И это ещё только начало…

Прежде чем двинуться далее, может возникнуть весьма законный вопрос: А как же с сексом? Действительно, секс, это такая вещь, которую не следует откладывать на потом. И, тем не менее, с сексом не всё так просто.

В основном сексуальная функция относится к первому, то есть физическому уровню. Основная задача физического уровня - самосохранение, выживание. Поэтому все инстинктивные импульсы, рождаемые здесь, будут направлены на выживание этого конкретного индивидуума - защита, обеспечение безопасности и питания. А что такое сексуальный инстинкт, как не инстинкт сохранения человеческого рода? Таким образом, на физическом уровне выполняются две задачи, тесно связанные друг с другом, это выживание конкретной человеческой особи и выживание, или продолжение человеческого рода в целом. Для того чтобы род продолжался, в нас встроен механизм, дающий нам ощущение удовольствия каждый раз, когда мы этим самым сексом занимаемся, и ощущение напряжения и тревожности, когда такой возможности у нас нет. Это последнее делает сексуальный инстинкт весьма сомнительным благодеянием каждому отдельному человеку в настоящее время, поскольку мы сейчас сталкиваемся чаще с проблемой перенаселения, нет необходимости постоянно рождать новых членов общества, а инстинкт, тем не менее, даёт о себе знать постоянно и, будучи подавленным, превращается в свою противоположность - стремление убивать, которое проявляется как в самоистязании монахов-аскетов, так и в противостоянии армий, состоящих из солдат, у которых нет возможности найти другой выход для своей сексуальной энергии. Представьте себе, что было бы, если бы во время одной из войн каждому солдату обеих армий досталось по прекрасной женщине! Я думаю, что война закончилась бы, не успев начаться.

Однако, для тех, кто хотя бы раз занимался сексом внимательно и осознанно, должно быть ясно, что инстинкт продолжения рода и чисто физическое удовольствие, это ещё не всё. Есть что-то большее, некоторая гораздо более тонкая энергия, присутствующая в процессе, которую невозможно заметить, если вы стремитесь как можно быстрее к ощущению физического оргазма или, что ещё глупее, к тому, чтобы избавиться от напряжения в области гениталий. Ошо считал, что первое представление о медитации человек получил через переживание этой самой, особо тонкой энергии, возникающей во время сексуального контакта. Но для того, чтобы её пережить, необходимо иметь некоторую толику осознанности или любви, что случается далеко не каждый раз и далеко не с каждым встречным поперечным.

Первая большая новость этой книги состоит в том, что каждый из вышеперечисленных и известных нам уровней мы знаем в лучшем случае наполовину. Даже будучи людьми учёными, к примеру, психологами, мы можем узнать лишь проявленную часть каждого из этих уровней, тогда как существует ещё и не проявленная, которую можно открыть только с помощью некоторых качеств, которым, к величайшему сожалению, в школе не учат. Я говорю о таких, например, качествах, как медитативность или осознанность.

Давайте же рассмотрим каждый из уровней по порядку, чтобы понять, в чём, собственно, состоит функция проявленных частей, для того, чтобы потом, плавно и без напряжений, перейти к не проявленным.

Как уже было сказано, проявленная часть первого, физического, уровня - это инстинкты выживания, как отдельно взятого индивидуума, так и всего человеческого рода в целом. На этом уровне мы будем чувствовать, что нам холодно или жарко, что нам хочется есть или пить, двигаться или отдыхать. Мы будем чувствовать напряжение внизу живота, когда нам необходимо освободиться от продуктов переработки пищи или когда нам нужен сексуальный партнёр. Я намеренно слегка утрирую это описание, так как важно понять, что на этом уровне нет ничего романтического, одна только голая правда жизни. И это великолепно, поскольку даёт очень ясное понимание многого из того, что мы переживаем и чем, зачастую, руководствуемся в своих поступках, думая, что нами руководят так называемые высокие чувства.

Я приведу вам пример. Представьте себе, что дело происходит летом, когда жарко, энергии бурлят, всё вокруг цветёт и пахнет и наша сексуальная энергия тоже бурлит и находится на грани самореализации. Вы едете в транспорте, например автобусе, где находитесь в тесном контакте с другими мало одетыми человеческими особями, и недостаток одежды подчёркивает и проявляет женственность у женщин и мужественность у мужчин. Конечно же, не у всех. Смотря на некоторых, хочется помечтать, чтобы скорее пришла зима, и они бы оделись. Случаются такие особи, у которых идея женственности или мужественности не конгруэнтна, извиняюсь за выражение, с идеями окружающих. Самое интересное, что последним предложением я совсем не хотел никого обидеть, потому что, если поспрашивать разных людей и выяснить, какие формы их возбуждают и какие вызывают отвращение, выяснится, что и в той, и в другой категории будут присутствовать практически все варианты.

Итак, вы в нашем предполагаемом автобусе, вы возбуждены и полны суждений о сексуальной привлекательности или непривлекательности окружающих и тут, - о чудо! - вы видите представителя противоположного пола, который вполне соответствует вашему внутреннему описанию подходящего партнёра. Представьте теперь такую "счастливую" случайность (наличие кавычек я объясню чуть позже), что и вы соответствуете его или её внутреннему описанию. Вас что-то притягивает и, неосознанно, вы оказываетесь всё ближе и ближе друг к другу, пока не начинаете, как бы случайно, друг друга касаться, тереться, так сказать, кожей, и тут существование дарит вам повод заговорить, вы знакомитесь, и всё развивается своим чередом, пока вы не оказываетесь в постели, и, после того, как вы, в идеальном случае оба, освободились от напряжения внизу живота, вы смотрите друг на друга (если смотрите) и думаете: "А что я, собственно, в ней (нём) нашёл (нашла)?" Напряжение исчезло, а с ним и розовый фильтр на ваших внутренних очках, и вам ещё повезёт, если вы это поймёте сразу, а не через несколько лет после свадьбы.

Конечно же, это не всегда так. Но так бывает, и довольно часто. Так что когда, в большинстве случаев, всё кончается только транспортными мечтаниями, радуйтесь, что ваши социальные обусловленности, в народе называемые "моралью" не позволяют вам сделать шаг к сближению, потому что потом те же самые обусловленности и иллюзии, в которых мы все постоянно пребываем, будут заставлять вас делать один шаг за другим, пока, наконец, на смертном ложе, вы не поймёте, что всё началось с простого сексуального возбуждения, как-то летом в автобусе, и продолжалось автоматически до самого конца, и жизнь, которую можно было прожить осмысленно, прошла, словно сон. Человек, понимающий это перед смертью, может показаться несчастным, но вы и представить себе не можете, насколько он счастливее того, кто так никогда этого и не понял.

Другой пример или, скорее, упражнение. Попробуйте сходить в магазин за продуктами, когда вы сыты и посмотрите, как будет происходить процесс "отоваривания", что и сколько вы будете покупать, насколько легко вам будет выбирать и т.д., а потом сделайте то же самое в голодном состоянии. Возможно, вы уже знаете ответ, но, никогда не стоит пренебрегать осознанным опытом, тем более, если это не составляет особого труда, так как все мы всё равно ходим в магазин. Вспомните об этом, когда пойдёте в следующий раз. И в следующий. И в следующий… Это один из, а, быть может, и самый главный секрет внутренней работы: память о прошлом опыте, каким бы замечательным или поучительным он ни был, ничего не стоит, важно осознавать свой опыт, свои переживания в каждый конкретный момент времени. Если вы это можете, то вам не стоит дальше читать эту книгу, хотя, вы бы её вообще не читали, если бы это могли.

Эмоциональный уровень одаривает нас такими замечательными переживаниями, как страх, гнев, беспокойство, радость, счастье, любовь, и к этому присовокупляется большое количество различных оттенков и полутонов. Если вы присмотритесь к "радости" и "счастью", то, возможно, сможете заметить, что они чаще всего связаны с обладанием чем-нибудь ценным для нас или исполнением каких-либо желаний, начиная от покупки красивой куклы или нового большого пистолета для ребёнка и кончая новым "Мерседесом", красивой женой или должностью во властных структурах. Тем самым эти, так называемые "радость" и "счастье" по определению несут в себе семена горя и несчастья в случае, если вы всё это потеряете. Как-то раз я жил в семье, где только что украли недавно купленный шестисотый Мерседес. Было такое ощущение, что умер кто-то из их близких родственников. Событие, конечно, неприятное, но никакой Мерседес не стоит даже одного дня, прожитого в несчастье, а эти люди прожили много таких дней. Вот почему я называю радость и счастье, связанные с обладанием чем-либо, "так называемыми", на самом деле это просто вариации на тему привязанностей.

Другое дело гнев или страх. Здесь всё взаправду. Просто все люди делятся на тех, кто может себе позволить проявлять гнев открыто и тех, кто вынужден его сдерживать. У тех и других, рано или поздно портится здоровье, у первых - от побоев, у вторых - от язвы желудка. Возможны комбинации обоих вариантов.

По сути дела, функции основных проявленных эмоций сводятся ко всё той же борьбе за выживание, при опасности в кровь впрыскиваются гормоны, адреналин или нор адреналин, и в зависимости от этого человек либо нападает в ответ на опасность, либо убегает. Ну, а "позитивные" эмоции возникают, когда происходит нечто, что может обеспечить наше выживание в будущем: мы получаем больше денег, исполняется наша мечта, которая, если тщательно проследить её до самого зарождения, наверняка приведёт нас

к чему-либо типа: "Это исполнится, и я буду жить дальше, не заботясь о том, как выжить".

Для примера можно взять мировую литературу или кинематограф, два вида искусства, в основе которых лежит рассказывание историй. Обратите внимание, насколько подавляющие количество наиболее популярных историй основано на том, что герои ищут чего-то, что в определённом смысле обеспечит выживание их самих, или их рода - это чаще всего либо большие деньги, либо сексуальный партнёр. И как много книг и фильмов кончаются тогда, когда герои либо женятся, либо оказываются владельцами богатств, - знаменитый голливудский "happy end"! И никто не говорит о том, что как раз в этот момент и начинаются реальные проблемы, потому что, как только мы становимся владельцами чего-либо, неважно, мужа ли, жены ли, или мешка с золотом, в это самый момент в нашу жизнь входит страх всё это потерять и возможность большого несчастья в случае этой потери.

На этом уровне также не обойтись без секса. Именно он окрашивает наши привязанности в голубые и розовые тона (надо сказать, что в этом конкретном предложении слова "голубой" и "розовый" имеют значение, конечно же, переносное, но в старом, романтическом их понимании, то есть в том смысле, что они заставляют думать, что окрашенные этими тонами предметы лучше, чем они есть на самом деле). Именно он делает эти привязанности такими сильными, поскольку секс для обычного человека, это, пожалуй, единственное, что даёт ему переживания, выходящие за рамки обыденного. Это одна из причин такого "специального" к нему отношения. Другая причина заключается в том, что духовные искатели давно поняли, насколько сильна в нас привязанность к сексу, насколько большим препятствием он может быть на пути к освобождению. Но, в какой-то момент, кто-то не очень умный (а именно такие люди, к сожалению, оказывают особо заметное влияние на человечество, хотелось бы знать, почему), решил, что секс можно удалить из жизни, не понимая, что он физиологичен и достаётся нам вместе с физическим телом. Таким образом, рождаясь в этом теле, вместе со всеми его замечательными возможностями и прискорбными ограничениями, мы получаем также и секс. И только от нас зависит, будет ли он для нас замечательной возможностью или упомянутым выше прискорбным ограничением.

Прелесть интеллектуального уровня состоит в процессе мышления, в способности решать логические задачи, оперировать понятиями, делать выводы и выстраивать целые системы и моделировать реальность у себя в голове. Это может доставлять некоторым людям большое удовольствие. Ради этого удовольствия они готовы проводить многие часы своей жизни, отгадывая кроссворды, решая шахматные задачи или изобретая атомные бомбы - уму неважно, чем заниматься, важен процесс.

Привязанность к этим процессам ничем не хуже и не слабее других. Кроме того, она как бы окружена атмосферой благородства, поскольку интеллектуальная деятельность в течение многих веков оставалась привилегий правящих классов, а также мужчин, которые тоже стали своего рода правящим классом в странах "цивилизованного" мира. Женщин подавляли двумя способами. Их не принимали всерьёз там, где нужно было размышлять и принимать решения, мужчины всегда считали, что они способны всё обдумать и решить как за себя, так и за своих жён. Никто также не верил, что женщина способна духовно развиваться. Во многих религиях им даже не разрешают входить в храмы и считают, что для того, чтобы достичь освобождения, женщине надо будет родиться снова в теле мужчины, ну, а пока она в своём женском теле, ей надлежит во всём мужчине подчиняться.

Интеллектуальная деятельность большей частью ставилась выше всех остальных, что привело к дурацкой путанице, над которой можно было бы посмеяться, если бы это ни было так печально. Когда женщины стали, наконец, отстаивать свои права, то, вместо того, чтобы заявить своё право на духовное развитие, они решили, что главное для них, это думать и решать, а также во всём подражать мужчинам. По сути дела, саму суть, простите за дурной каламбур, они и упустили, начав пить, курить, носить штаны и запускать ядерные ракеты, то есть делать все те глупости, с помощью которых мужчины роют яму себе и всем окружающим на протяжении тысячелетий. И всё потому, что интеллектуальная деятельность считалась и считается выше других, вплоть до того, что её очень часто путают с духовным развитием. Здесь тоже нетрудно обнаружить связь с выживанием, интеллект - это тот инструмент, который сделал возможным выживание человека, ибо с животной точки зрения последний не очень то приспособлен. Дети животных гораздо самостоятельнее человеческих, при жизни в условиях дикой природы человеку пришлось бы туго, не развей он некий механизм, который помог ему не только выжить, но и занять главенствующее положение на планете, и который также постепенно ведёт его к уничтожению не только себя, как вида, но и всей планеты в целом.

Мощной движущей силой для интеллекта является сомнение. "Подвергай всё сомнению" - помните? Карл Маркс является замечательным примером проявления интеллекта: серого, безрадостного (почитайте "Капитал", если не верите), и весьма опасного, при наличии дурных последователей, готовых тупо "претворять идеи в жизнь".

Хотел я уже, было, перейти к следующему уровню, да снова вспомнил о сексе. Психологи говорят, что среднестатистический мужчина думает о сексе каждые четыре минуты, тогда как женщина - каждые семь. Вот вам, если вдуматься, и корень всех взаимоотношенческих проблем.

На интеллектуальном уровне секс превращается в порнографию. Интеллект связан с телом, и когда у тела не хватает сексуальных переживаний, ум начинает компенсировать их с помощью фантазии, а в наш прагматический век, когда любая вещь, препятствующая развитию человека, какая только может прийти в голову, реализуется практически немедленно, естественным образом возникла целая индустрия, предлагающая ищущим огромное количество фантазий на любой вкус, любого цвета и размера.

Итак, существует ещё один уровень сознания, доступный, хотя и изредка, обычному, среднестатистическому человеку. У каждого из нас, знаем мы об этом или нет, есть некое основополагающее представление о том, как устроен мир. Именно это представление мы и принимаем за реальность, а то, что мы принимаем за реальность, реальностью и является. По крайней мере, субъективной, нашей собственной реальностью. Приведу один пример. Я прекрасно знаю, с самого детства, что если сунуть руку в огонь, то на руке возникнет ожог, будет больно, даже очень больно. И каждый раз, когда я это делаю, так оно всё и происходит. Однако я собственными глазами видел, как человек клал свою руку в огонь и держал её там, и ничего плохого с его рукой не происходило. Это было очень удивительно, но это было реально, никаких фокусов. Теперь я знаю, что, если положить руку в огонь, ожог возникает не у всех, в моём уме существует возможность того, что ожога не возникнет. Означает ли это, что теперь я могу спокойненько положить руку в огонь, и всё будет тип-топ? Я, знаете ли, даже пробовать не буду. Руку жалко.

Я пытаюсь здесь показать, что, хотя такая возможность и существует, необходимо нечто большее, чем просто увидеть что-то и посчитать возможным, для того, чтобы это действительно стало возможным. Другими словами, необходимо, чтобы изменения произошли не на третьем уровне, в нашей терминологии, а на четвёртом, гораздо более глубоком, там, где записано, как всё в этом мире происходит. А интеллект может сомневаться в этом, сколько ему угодно, ничего от этого не изменится.

Какова же наша связь с четвёртым уровнем? Ответ прост. Как мы можем пережить то, что в нашей картине мира является невозможным и невыполнимым? Конечно же, с помощью воображения. Или во сне. И в том, и в другом случае функционирует один и тот же уровень. Другое дело, что необходимы действительно из ряда вон выходящие обстоятельства, чтобы воображение воплотилось в реальность, я имею в виду, конечно, когда мы представляем себе что-то "невозможное".

Если вдуматься, то и представить себе что-то невозможное является для нас невозможным делом. Я имею в виду по-настоящему невозможное, то, что никаким образом не вытекает из того, что уже существует, и что мы знаем. Наш ум функционирует на основе памяти, то есть того, что мы уже переживали. Всё, что мы можем сделать с помощью воображения, это комбинировать наши воспоминания таким образом, какой не встречается в обычной жизни. Убедится в этом можно, обратившись к продукции людей, которые вышеописанный процесс сделали своей профессией - создателей фантастических произведений. В самой фантастической из всех фантастических фантазий вы найдёте только лишь вариации на тему уже известного. Возьмите любого монстра из фильма ужасов, рассмотрите его хорошенько, и вы увидите, что это не более чем комбинация известных нам животных. Технология проста. Сделайте паука большим и приставьте к нему морду крокодила - вот вам и монстр.

Вы спросите, при чём же здесь шок или очень сильное напряжение, о которых было сказано ранее, и с помощью которых, якобы, можно этот уровень воспринять? А вот при чём: мы можем что-либо увидеть, только будучи отделены от этого объекта, глядя, так сказать, со стороны. Те мечты и сновидения, которые мы осознаем, чаще всего являются эмоционально окрашенными продуктами деятельности нашего интеллектуального уровня. А с картиной мира мы отождествлены настолько, что для того, чтобы осознать себя отдельно от неё, нам действительно необходим очень сильный шок. Либо очень длительный процесс духовных упражнений и медитаций, присутствие учителя, который уже вышел за границы такого отождествления.

И снова о сексе. Эта тема просто-напросто нас преследует! Представьте, до каких глубин мы уже с вами дошли, а он всё ещё тут как тут. Беспримерная настойчивость! Но это не удивительно, если вспомнить, с какой настойчивостью, порой, мы ищем себе сексуальных партнёров, на какие жертвы готовы ради них и на какие страдания обрекаем себя и других. Вспомните, хотя бы, "Трёх Мушкетёров". Герцог Бэкингемский готов был начать войну между Англией и Францией, чтобы добиться Анны Австрийской. Хотя, похоже, симпатии автора и на его стороне, хорошо, что его вовремя убили, иначе бы пролилась кровь тысяч ни в чём не повинных людей.

Частью нашей картины мира является наше отношение к сексу. У подавляющего большинства людей, воспитанных в западном обществе, это отношение негативно. Секс встал поперёк дороги у двух наиболее прибыльных видов бизнеса нашего времени: организованной религии и войны. Люди же, которые не принадлежат ни к тому, ни другому, даже если они и наслаждаются сексом, делают это в свободное от работы время, считая его приятным, но несерьёзным времяпрепровождением. Если нам удастся это изменить и понять, что эта дверь к созданию новой жизни, и открывается она в обе стороны, что с помощью секса человек может родиться не только в физический мир, но и мир духовный, наша жизнь значительно изменится к лучшему.

Итак, подведём небольшой итог: мы рассмотрели четыре уровня, более или менее доступных человеческому существу в виде переживаний. Эти уровни, естественно, взаимосвязаны и пересекаются, но, тем не менее, между ними можно провести достаточно чёткую разделительную черту. Мы знаем каждый из этих уровней только с одной, проявленной стороны. Такими сторонами для них являются:

Для физического уровня - физическое выживание и секс, как способ выживания рода.

Для уровня эмоционального - гнев, ненависть, страх, привязанность.

Для интеллектуального - мышление и сомнение.

Для четвёртого уровня (с этого места я буду избегать названий, чтобы избежать непониманий) - сон и мечты.

Я утверждаю, что у каждого из этих уровней есть ещё не проявленные стороны, о которых мы, чаще всего, даже не подозреваем. Они проявляются только в присутствии определённого качества, того самого, которому, как уже указывалось выше, в школах не учат. Что это за стороны, и как они проявляются, мы рассмотрим в следующей главе.

Глава 2

Приходила ли вам когда-нибудь в голову идея самодостаточности? Что до меня, так эта идея была и остаётся одной из основных в моей жизни, весь поиск, можно сказать, крутится и вертится вокруг неё. В определённый момент своей жизни, где-то между половым созреванием и женитьбой, я пришёл к неутешительному выводу, что самодостаточность возможна, но неизбежно приводит к мастурбации. Поскольку, теоретически рассуждая, это возможно - обеспечить самого себя всем необходимым, хотя бы в минимальном количестве. Всем, кроме сексуального партнёра, это, по самому своему определению, будет уже другой или другая, и с идеей о самодостаточности придётся распрощаться. Не думаю, что я был первым, кто об этом раздумывал, ведь с самых древних времён людям хотелось стать независимыми друг от друга. Рассказывают, что известный мудрец древности Диоген (который, кстати, был одним из немногих известных просветлённых греков, эта страна гораздо больше известна великими логиками, чем великими мудрецами), прилюдно занимаясь рукоблудством, приговаривал так: "Жалко, что нельзя таким же способом стать сытым, погладил бы себя по животу, и дело в шляпе!". Как видите, стремления наши были одинаковыми, вот только двигались мы к цели с разных, противоположных, я бы даже сказал, сторон.

Не проявленная сторона первого уровня сознания называется "брахмачарья". Это слово означает "жить, как бог". Те, кто его знает, чаще всего понимают его неправильно, они думают, что это синоним "целибата", то есть воздержания от сексуальных контактов. На самом деле это не воздержание, а свобода от необходимости сексуального контакта. Но это также не значит, что вы становитесь импотентом или фригидной женщиной, вся ваша потенция и вся ваша страсть остаётся при вас, просто вы осознаёте свою страсть, как энергию и, следовательно, можете использовать её, куда вам нужно, а не туда и только туда, куда вам приказывает ваша физиология. Я пишу об этом так уверенно, потому что у меня было такое переживание, и ощущение свободы, которое приходит вместе с ним, восхитительно. Уверяю вас, мы и не представляем себе, насколько всё наше поведение зависит от другого пола, от его присутствия или отсутствия в ситуации, от благосклонного или неблагосклонного мнения о нас его представителей.

Как-то раз я участвовал в работе медитационного лагеря в горах, где, в течение десяти дней, присутствовали только мужчины. А на последние три дня в лагерь приехала подруга ведущего. Он хотел, чтобы она получила опыт работы с чисто мужской группой и пребывания в мужской энергии. Вы не поверите, что творилось со всеми этими медитаторами, включая вашего покорного слугу, какими петухами мы все скакали по лагерю, как пытались выпендриться пооригинальнее! Это стало для меня моментом истины, я вдруг увидел, как изменилось наше поведение, сколько появилось соревновательности и беспокойства так внезапно, от присутствия всего лишь одного нового человека.

Я пытаюсь сказать, что, будь мы в состоянии "брахмачарья", приезд этой женщины ничего бы не изменил в нашем поведении. Это состояние независимости от секса и, возможно, от инстинкта выживания. Я говорю "возможно", потому что не проверил это на практике. Опять же, это не означает, что если на вас нападут враги, вы не будете защищаться, а, встретив прекрасную женщину (или не менее прекрасного мужчину), с презрением отвернётесь, просто у вас не будет эмоциональной зависимости от секса и страха того, что вам не удастся выжить. Это принесёт в вашу жизнь качество глубокого спокойствия.

Знаете, что ещё, скорее всего, произойдёт? Вам станет легко сидеть и ничего не делать. Попробуйте в вашем обычном состоянии, посидите без дела хотя бы полчаса. Я имею в виду совсем без дела, без телевизора, без книг, не наблюдая за дорогой из окна движущегося поезда, и даже не выполняя какой-либо техники медитации. Просто так. Трудно? Практически невозможно? А брахмачарьи это могут. Живут, как боги, ну что тут скажешь ещё!

Качества второго уровня, о которых мы, чаще всего, не имеем понятия, это любовь и сострадание, а также всепрощение. Не то, чтобы мы, как многие, начитавшиеся книг про карму, ходили и твердили, что я, мол, всех прощаю. И не то, чтобы мы могли сказать, что "проделали большую работу по прощению своих родителей". В этом состоянии мы просто не обижаемся, так что и вопрос о прощении не возникает, агрессия, направленная на нас, ощущается, как энергия и не воспринимается личностно. Мы можем наблюдать чужие недостатки точно так же, как и свои собственные, мы видим, что это части одной и той же мозаики, и они нас не трогают, а чувство любви и сострадания присутствует естественно. В этом состоянии вы не боитесь смотреть людям в глаза. Вы не боитесь смотреть в глаза своим родственникам и друзьям, про которых вы, возможно, уже давно забыли, как они выглядят, настолько вы к ним привыкли, а в глаза то друг другу смотрели в последний раз уж точно в прошлом веке. И чужим людям, просто тем, кого видите на улице или в метро. Вы обнаруживаете, что можете просто смотреть им в глаза, словно ребёнок, который ещё не знает, что это невежливо. Это качество называется невинностью и граничит с глупостью, но с глупостью блаженной, из которой естественно вырастает настоящая, не заимствованная мудрость.

Когда некое качество, упомянутое выше, назовём его для краткости "качество Х", касается нас на третьем уровне, мы переживаем осознанность и доверие. Осознанность, это состояние чистого наблюдения, когда вы не отождествляете себя ни с телом, ни с чувствами, ни с мыслями, а просто наблюдаете за всем этим. Древняя метафора для этого состояния - наблюдатель на холме. Другая метафора - зеркало, которое отражает всё, чтоперед ним происходит. Зеркало не может сказать: "Это мне нравится, я буду это отражать, а это нет, пусть это отражает кто-нибудь другой". Оно просто отражает всё, потому что такова его природа. Просветлённые люди говорят, что такова же природа и нашего сознания. Разделение же и специальное отношение к отдельным явлениям, это создание человеческого ума, ввергающее его в пучину страданий.

Когда присутствует осознанность, естественным образом присутствует и доверие. Если ум молчит, то некому сомневаться. Это не та доверчивость, когда мы готовы поверить любой глупости, потому что считаем того, кто эту глупость говорит, авторитетным человеком. И это, опять же, не безнадёжный оптимизм, при котором человек упрямо твердит, что всё к лучшему, как бы плохо ему не было в этот момент. Это непосредственное переживание течения жизни как таковой, где понятия "хорошо" и "плохо" не имеют никакого смысла, а, следовательно, и нечего бояться, и нечего терять. Всё происходит так, как нужно, единственно возможным способом, не потому, что так решило некое высшее существо, а просто потому, что этот данный момент именно таков, каков он есть, и уже не может быть никаким другим. Мы сами непрерывно творим себя и всю вселенную, или, точнее говоря, вселенная творит себя и через нас в том числе.

Это не значит, что вам не нужно заранее заказывать билеты на самолёт и договариваться о встречах. Это значит, что, исходя из своей осознанности и видения ситуации, вы в каждый момент времени принимаете решение, и это решение может быть одним единственным, у вас не будет второго шанса и возможности генеральных репетиций. В этом то и состоит совершенство мира, мы проживаем свою жизнь единственно возможным способом, мы не можем вернуть ни одного мгновения, не можем сделать иначе то, что уже сделано, пережить заново то, что уже пережито. Если понять это не просто мозгами, а печёнкой, кишками, всем нутром, я уверен, жизнь станет качественно другой, каждый момент будет наполнен достоинством и блаженством, а также доверием. Доверием себе, всему сущему и тому, что я и сущее - одно, поэтому все попытки изменить сущее в свою пользу заранее обречены на неудачу.

Вот мы и добрались до четвёртого уровня. Здесь почва становится менее твёрдой, один неверный шаг, и нас может засосать трясина рассуждений и непроверенных сведений. Ибо вступаем мы в магические области особых возможностей и больших соблазнов, а также, смею напомнить, иллюзий и снов.

Качество Х плюс четвёртый уровень даёт нам намерение и понимание. Если вы хорошенько присмотритесь к своей жизни, то выясните, что за каждым нашим решением и за каждым нашим поступком стоит определённое намерение. Наивны те, которые полагают, что, просто приняв решение в уме, они смогут пойти и выполнить его. Стоит только вспомнить хотя бы одну дурную привычку и то, сколько раз мы принимали решение больше ей не следовать, и сколько раз терпели неудачу, и всё сразу встанет на свои места. И как часто в жизни мы, решив достигнуть определённой цели, и оказавшись, через некоторое время, в совершенно другом месте, утешаем себя тем, что, на самом деле, именно туда нам и нужно было попасть! Импульсы к действию, которые мы получаем от чувств и физических нужд тоже не всегда являются достаточной силой, чтобы привести нас туда, куда они стремятся нас привести. Существует ещё нечто, что задаёт основное направление нашего пути, и если вышеупомянутые импульсы согласуются с этим направлением, нам повезло, если нет - увы нам, увы!

Достигнув четвёртого уровня мы теоретически получаем возможность формировать намерение (я говорю теоретически, потому что не всё так просто, и сейчас, воспринимая эти рассуждения рассуждающим умом, мы можем подумать, что речь идёт о некоем всемогуществе, в определённом смысле так оно и есть, но только в определённом). Мы также начинаем понимать. Здесь мне приходится использовать ставший уже привычным оборот речи, который я уже много раз использовал, да и собираюсь впредь использовать не меньше, ибо, говоря о не проявленных уровнях, приходится использовать всё те же слова, но значения у них уже другие, сильно отличающиеся от тех, которые мы знаем. Итак, вот он, привычный оборот: Это не то понимание, к которому мы приходим путём логических выкладок, а то, которое приходит к нам, когда мы как бы видим всю картину целиком, понимаем, что из чего состоит и с чем взаимосвязано, переживаем всё в целостности.

Понимание и намерение вместе - вот откуда начинается, собственно, духовный путь. До этого момента мы похожи на негра в тёмной комнате, который даже себя не видит, не то, что направления движения или препятствий на пути. На четвёртом уровне у нас появляется ощущение направления и понимание того, что "путь проходит через сердце", то есть неважно, каково направление вашего движения в относительном мире, стрелка компаса находится в сердце, хотя и указывает она, подчас, туда, куда ум никогда бы не пошёл, будь на то его воля.

На четвёртом же уровне присутствует совершенно особый соблазн попытаться манипулировать намерением. Это то, что в народе называют "чёрной магией", то есть манипуляция намерением с эгоистическими целями и в ущерб другим. Делать это пытаются люди недалёкие, поскольку они, по определению, не способны видеть далеко. А не видят они того, что, добавляя в одном месте, непременно убавляешь в другом. Это другое место недоступно их осознанию, но это не значит, что его нет, и что они не почувствуют на себе последствий этого "убавления" рано или поздно.

На этом заканчивается описание не проявленных частей первых четырёх уровней. Вы скажите: "А где же остальные? Обещали ведь семь?" Дело в том, что пятый, шестой и седьмой уровни не имеют двойственности, достижение пятого уровня, это начало того, что в Индии называют просветлением, двойственность исчезает. Исходя из этого и разговор о них особый, тем более, что, говоря честно, я их не переживал на себе в сознательном состоянии, так что поговорим о них в нашей следующей, чисто теоретической главе.

Глава 3

Итак, уровни пятый, шестой и седьмой. О них мне трудно говорить по двум причинам. Во-первых, потому что, как было сказано в конце предыдущей главы, знание это чисто умозрительное, теоретическое. Во-вторых, потому что об этих уровнях вообще трудно говорить, ибо слова кончаются как раз тогда, когда эти самые уровни начинаются.

Но упомянуть о них нужно, хотя бы вскользь, чтобы у нас было ощущение, что нам есть, куда расти, что просветление - это медицинский факт, как говорил незабвенной памяти великий комбинатор, и от этого никуда не денешься.

Практически во всех эзотерических учениях, наверное, есть разделение на сущность и личность, бытие и эго, Я и я, и так далее, терминология не важна, а важно то, что сходятся все они в одном: в нас есть нечто истинное, изначальное, настоящее, о чём мы чаще всего не имеем никакого понятия, и нечто ложное, наносное, благоприобретённое, что мы, по своей непроходимой глупости, считаем настоящим собой (или настоящими себями, если вам так больше нравится).

Достижение пятого уровня означает, что ложное исчезает, а истинное выходит на первый план. Нет, наши навыки и умения, знания, способности и качества характера остаются с нами, мы просто перестаём отождествлять себя со всем этим, потому что происходит осознание того, кто мы есть на самом деле. Могу себе представить, что какой-нибудь нетерпеливый читатель может сказать: "Ну кто, кто, скажи уже наконец-то, кто мы есть, и нечего тянуть резину и ходить вокруг да около!" Знаю, знаю. Самому не хочется тянуть кота за хвост, осла за уши, слона за хобот, быка за рога, лося за… что-то ничего не приходит в голову, придумайте сами. И сказал бы, да не могу. Во-первых, потому что не знаю (см. выше), а во-вторых, потому что, и если б знал, то не смог бы, нет от этих слов никакой пользы, это каждый должен выяснить сам. Это как, например, если рассказать неопытному молодому человеку о сексе (давно что-то мы о нём не упоминали!), так вот, если этому самому неопытному (или неопытной) рассказать об этом самом сексе, это ведь не то же самое, если они пойдут, и этим самым сексом займутся?! Вот точно также и с пятым уровнем.

На шестом уровне исчезает даже то самое истинное, которое вышло на пятом на первый план. Мы то думали, что вот оно, просветление, вот она, истина в конечной инстанции! Ан нет! Бытие, самореализация, атман, душа, назовите, как хотите, тоже имеет свой конец (тот, кто в этом месте улыбнулся, просветлеет на год раньше намеченного срока), и уступает место Брахману, или космическому бытию. На этом уровне человек переживает себя как космос, хотя даже в этой фразе в каждом слове неправда, потому что некому переживать, и нет никакого "себя".

Седьмой уровень, это небытие, нирвана, полное отсутствие всего, когда всё уже исчезло, поэтому и говорить о нём нечего.

Глава 4

У каждого уровня сознания есть своя точка фокуса, и чтобы окончательно запутаться, назовём такие точки индийским словом "чакра". Представим себе, что все чакры как бы нанизаны на некую трубку, и эту трубку назовём, для краткости, Каналом Понимания. Она (трубка) как бы проходит снизу вверх, внутри тела, начинаясь в промежности и заканчиваясь на макушке. Наши с вами точки фокуса, или чакры, расположены на ней следующим образом: первая - в промежности, между половыми органами и анусом; вторая - чуть ниже пупка, внутри тела; третья - в солнечном сплетении; четвёртая - в самой середине груди; пятая - в горле, на уровне яремной выемки; шестая - за точкой между бровями, в середине головы; и, наконец, седьмая - на макушке. Если считать снизу вверх, то чакры соответствуют уровням сознания, описанным ранее.

Канал Понимания мы не зря называем каналом, предположим, что по нему что-то течёт, и назовём это что-то "энергией". Энергия может течь по каналу в двух направлениях - сверху вниз, и наоборот. Движение энергии сверху вниз для нас более привычно, поэтому с него и начнём.

Представьте себе, что из совершенно непостижимого седьмого уровня, тем не менее, что-то рождается, оттуда, где нет ничего, каким-то неописуемым образом происходит нечто. Как только это нечто происходит, оно оказывается на уровень ниже, и здесь приобретает некую форму. Назовём эту форму Космическим Законом. Получается, что на шестом уровне присутствует Космическое Бытие, и бытийствует оно там согласно Космическому Закону. Это, по сути дела, не очень то правильное описание, поскольку на этом уровне нет разделений, Закон и Бытие представляют здесь одно целое. Это не так то просто понять нам, обычным людям, которые идут на зелёный свет и стоят на красный только тогда, когда поблизости нет милиционера. Мы привыкли воспринимать закон как нечто внешнее, чему нас заставляют подчиняться, и что нужно непременно нарушить при первом удобном случае. Будь мы деревьями, мы бы стояли и ругались почём зря на то, что мы не можем двигаться, и что весной приходится распускаться, а осенью сбрасывать листья, и всю зиму стоять голыми на морозе. Я думаю, что деревьям сильно повезло, что они - не мы.

Движение энергии продолжается, и она движется далее, на пятый уровень, где, как мы выяснили ранее, присутствует Атман или Индивидуальная Душа. Эта душа может иметь тело и действовать через него, но, поскольку, эго отсутствует, то Душа действует согласно Космическому Закону, спроецированному на пятый уровень. Назовём такую проекцию Духовным Принципом. Поскольку разделения нет и здесь, Духовный Принцип, на самом деле, и является Душой (См. предыдущий абзац и пассаж про деревья).

Теперь, если всё происходит правильно, энергия продолжает своё движение и доходит до четвёртого уровня. Здесь Духовный Принцип превращается в Намерение. Мы уже почти на нормальном человеческом уровне, так что здесь уже не так трудно понимать процесс. Намерение стремится далее, оно стремится стать Действием. Для этого ему необходимы три вещи: план, энергетическое наполнение и инструмент.

План означает, что нужно знать, как совершается действие. Для этого нам служит интеллект: память, в которой хранятся записи возможных действий, и логическое устройство, которое может комбинировать из старых действий новые, исходя из ситуации.

Энергетическое наполнение, это то, что мы обычно называем эмоциями. Если эмоции негативны, то есть, если нам очень сильно не хочется что-то делать, действие становится почти невозможным. Даже если присутствует какой-то более сильный стимул, например, страх (который, в свою очередь, тоже является эмоцией), когда нас заставляют что-то сделать, например, под угрозой смерти, внутренний конфликт, который при этом присутствует, делает работу гораздо менее эффективной. Поэтому, идеальный вариант, это когда присутствует сильная положительная эмоция в отношении данного действия, когда нам действительно очень хочется его сделать, тогда в нашем распоряжении вся доступная нам в этот момент энергия.

И, наконец, чтобы выполнить действие, нам необходим некоторый физический посредник, инструмент, то есть наше физическое тело, со всеми его замечательными механизмами и приспособлениями.

Рассмотрим пример. Оставим в покое пока неудобоваримые спекуляции о том, что там происходит на верхний уровнях, и предположим, что во мне сформировалось намерение съездить в другой город. Итак, намерение присутствует и следующее, что необходимо, это знать, как это намерение осуществить, знать план или алгоритм. Я должен знать, что нужно отправиться на вокзал, посмотреть на расписание, купить билет, сесть на поезд и поехать в нужный мне город. Не зная этого, согласитесь, как бы я не хотел поехать, мне это не удастся.

Следующее - эмоциональное наполнение (Я говорю здесь "следующее", хотя для некоторых, особенно женщин, это может оказаться "предыдущим". Три нижние уровня, по сути, не имеют иерархии, это пережитки культуры, внутри которой мы все живём, где интеллект ставится на первое место, чувства следуют за ним, а физическое тело, с его нуждами и возможностями, располагается ниже и того, и другого). Итак, я должен хотеть поехать в другой город, иначе мне будет трудно это сделать, а в случае, если я по-настоящему не хочу или боюсь этого, сознательно или подсознательно, всеми правдами и неправдами, я буду стараться этого избежать. Даже если, после всего, я всё-таки сяду в поезд, большее количество моей энергии уже будет потрачено на борьбу.

И последнее, что мне нужно (последнее в нашем перечислении, но не по важности), это физическая способность дойти до вокзала, купить билет, сесть в поезд и дождаться окончания поездки.

Очень важное замечание: Мы все привыкли думать, что решения принимаются с помощью интеллекта, ума. Как видите, я утверждаю, что настоящая задача ума не в том, чтобы решать, что делать, а в том, чтобы выяснить, как делать то, что решено на четвёртом уровне, то есть сердцем.

Точно также, главная задача чувств - не заставлять нас бросаться туда-сюда, под влиянием момента, а быть сонастроенными с сердцем, и обеспечивать Намерению полную поддержку.

Настоящая же задача тела - осуществлять физическое воплощение Намерения, а не диктовать свой стиль поведения, опираясь на такие качества, как лень, обжорство или похоть.

Как вы догадываетесь, три наших нижних уровня постоянно выполняют отнюдь не их "настоящие задачи", а, как раз, их противоположности. Почему так происходит, мы и постараемся сейчас выяснить.

На пути движения энергии существуют препятствия, обусловленные неведением, как врождённым, так и благоприобретённым. Под врождённым неведением я понимаю здесь изначальную тенденцию делить мир надвое, на субъект и объект, на "я" и всё остальное. В этом делении - корень всех неприятностей. Благоприобретённое неведение - это наша культурная обусловленность, всё то, чему мы учимся от всех, кто нас окружает, начиная с самого детства.

Итак, первое препятствие возникает, когда энергия движется с пятого уровня на четвёртый. На пятом уровне Я и Духовный Принцип едины, это одно движение, один процесс. На четвёртом же возникает конфликт, потому что происходит то самое разделение. Духовный Принцип стремится проявить себя в виде намерения, а "я", которое ощущает себя отдельно от всего остального, погружено в мечты о том, что, по его мнению, ему нужно, и эти мечты вступают с намерением в конфликт. Двойственность, это причина метафизического сна, "я" спит и видит сны, отвергая тем самым понимание целостности всего сущего. Для того чтобы в этом месте энергия проходила свободно, необходимо реализовать не проявленную часть четвёртого уровня и обрести Понимание.

Четвёртый уровень имеет множество измерений, там может присутствовать большое количество "картин мира", тогда как на третьем такая картина только одна, ум линеен по определению, и как бы он ни пытался заигрывать с идеей многих измерений, он будет продолжать следовать очень примитивной логике, в основе которой только да - нет, плюс - минус, хорошо - плохо. Отсюда возникает препятствие между четвёртым и третьим уровнями, многообразие четвёртого вступает в конфликт с линейностью третьего уровня, магия вступает в конфликт с логикой. Чтобы здесь не возникло "затора", необходимы осознанность и доверие, тогда ум не будет мешаться под ногами.

Интеллект, чаще всего, негативно относится к эмоциям, ибо интеллект, это контроль, а эмоции всегда стремятся вырваться из-под контроля. К тому же, на эмоциональном уровне существуют определённые связи, соединяющие какую-либо идею или понятие с эмоциями, часто негативными.

В случае если какое-либо из таких понятий необходимо для претворения намерения в жизнь, на пути движения энергии может возникнуть сильное препятствие, и, хотя негативные эмоции могут быть никак не связаны с самим намерением, а только с идеей или понятием, с помощью которого это намерение воплощается, действие может оказаться полностью заблокированным. Например, намерение требует моей встречи с определённым человеком, который живёт в определённом городе. Представьте себе, что когда-то в детстве со мной произошло некое очень болезненное событие, и произошло оно именно в этом городе, например, меня там сильно избили. С тех пор многое изменилось, и людей тех давно уже нет, и город совсем другой, но эмоциональная память во мне жива, и она может быть такой сильной, что я просто не смогу снова туда поехать. С точки зрения интеллекта это необъяснимо и глупо, но если эмоция достаточно сильна, действие может стать невыполнимым. Качество любви и всепрощения может помочь. Когда присутствует любовь, негативные эмоции теряют свою власть над нами, а травмы прошлого просто перестают иметь значение. В этом состоянии ничто не может причинить нам вред, ранить нас, а значит, нечего и бояться.

Наконец, последний уровень, или физическое воплощение намерения. Допустим, что, несмотря на все препятствия, какая-то часть изначальной энергии (чаще всего очень небольшая) дошла до второго уровня и устремилась на первый. И здесь тоже есть препятствие, которое, бывает, невозможно обойти. Оно может проявляться в инертности, физической лени, нежелании двигаться, но, я подозреваю, что в основе всего этого лежит страх результата. Мы можем мечтать и мыслить об определённом поступке, строить планы, нам может нравиться эта идея, она может приносить нам положительные эмоции, но когда мы её воплощаем, она больше нам не принадлежит, она уже вовне, и результат может быть самым непредсказуемым. Принесёт ли мне это действие то удовлетворение, которого я ожидаю? Будет ли воплощение таким же прекрасным, как и мечты о нём? Что скажут другие? Какова будет реакция окружающего мира?

Если в нас реализовано качество брахмачарья, или самодостаточности, это препятствие не возникнет. Тогда каждое действие становится также самодостаточным, о важности и необходимости его мы тогда судим не по реакции окружающего мира, а по ощущению во время самого процесса, и если мы перестаём ощущать эту необходимость, мы просто прекращаем процесс.

Мы описали здесь, как в идеале должно происходить любое наше действие. Если мы - существа просветлённые, то есть наше сознание присутствует каждый момент времени на всех уровнях, то энергия протекает свободно и беспрепятственно, мы делаем всегда именно то, что необходимо с

точки зрения всей божественной целостности, делаем это с радостью и состраданием, потому что и осознаем себя божественной целостностью.

Если же отбросить этот идеализм и приблизиться к нашей с вами относительной реальности, то всё начинает выглядеть совсем по другому, а относительность нашей реальности не делает её, к сожалению, менее реальной для нас. С самого детства мы усваиваем определённую картину мира, которая отличается от реальной, и чем дальше мы развиваемся и растём, тем больше отличия, ибо, поскольку первый шаг сделан в неверную сторону, любое движение лишь удаляет нас от нас самих. Как я уже говорил, первая неудача в жизни каждого человека заключается в том, что он видит себя отдельным от всего сущего. Потом, с каждым неприятным переживанием, которыми так богат наш мир, мы всё больше укрепляемся в мысли, что всё сущее не только отделено от нас, но и недружелюбно по отношению к нам, от него нужно защищаться, с ним нужно бороться и побеждать. Естественно, что борьба и попытки победить что-то, частью чего мы являемся, заранее обречены на неудачу, и это проявляется в череде жизненных поражений и временных, ложных побед, которые, в конце концов, оказываются ещё более глубокими поражениями, независимо от того, осознаём мы это, или нет.

Ложная картина мира формирует намерения, которые не сонастроены с тем, что происходит во вселенной, и мы, по необходимости, постоянно укрепляем блок между четвёртым и пятым уровнями, чтобы к нам, не дай бог, не просочилось понимание, что мы делаем что-то не то, что-то, заранее обречённое на провал.

Нашему уму доступны различного рода писания и информация о мудрых и просветлённых, он может сравнить её с теми намерениями, которые нами руководят, и сделать определённые выводы. Чтобы этого не случилось, мы прилагаем усилия к тому, чтобы не видеть этих намерений, и, в результате, весь четвёртый уровень погружается в бессознательное, продолжая, тем не менее, нами руководить, но мы этого уже не осознаём. Цена этого ложного спокойствия высока: мы лишаемся возможности что-либо по-настоящему делать, превращаемся в автоматы, полностью зависящие от внешних импульсов. В зависимости от того, какой уровень из нижних трёх в нас доминирует, именно он претворяет в действие наше бессознательное намерение, смысл которого - выживание. При том хаосе, который мы создали вокруг себя, и полной нашей зависимости от этого хаоса, иногда, под влиянием внешних воздействий, в нашей картине мира что-то нарушается, и мы окончательно "сходим с ума". Именно такие люди и становятся обитателями психбольниц, остальные же, не понимая, насколько мало они от них отличаются, пребывают в иллюзии своей видимой нормальности.

Глава 5

Как уже говорилось, энергия по Каналу Понимания может двигаться в обоих направлениях, и неважно, в какую сторону она двигается, важно только то, чтобы она могла двигаться свободно.

Существуют духовные пути, основанные на том, чтобы попытаться помочь энергии двигаться сверху вниз, от намерения к действию. К таким путям относятся Карма-йога и ей подобные - пути совершения благих поступков, действий без ожидания благодарности и результата.

В то же самое время, существуют пути, практикуя которые, мы пытаемся сделать так, чтобы энергия начала двигаться снизу вверх. Это труднее, но практика здесь более очевидна, как более очевидны и результаты (если они есть), как более присутствует и опасность ошибиться, увлечься побочными эффектами и мнимыми способностями.

Сама по себе идея, лежащая в основе этих методов, очень проста. Обычно энергия движется вниз и реализуется на трёх нижних уровнях, через интеллектуальную активность, эмоции или физическое действие. Если прекратить все три, то энергия начнёт скапливаться, и когда её накопится достаточное количество, ей ничего не останется делать, как двинуться обратно вверх.

На этом пути вверх ей тоже встретятся те же самые препятствия, но только с обратной, если можно так выразиться стороны. Одно препятствие, тем не менее, является общим для всех уровней, и это привычка к тому, что энергия обыкновенно движется вниз, к тому, чтобы реализоваться в сексе или в физическом действии. Мы настолько забыли, что может существовать обратное движение, что ощущения от него на первых порах могут быть интерпретированы весьма и весьма неверно. Например, у начинающих практиковать динамическую медитацию, которая может дать ощущение очень сильного потока энергии вверх, часто возникают позывы к тошноте, потому что ум, не имея никакого опыта ощущения какого-либо движения внутри тела снизу вверх, кроме как во время рвоты, интерпретирует это единственным известным ему способом.

Первые четыре уровня, кроме того, что в них присутствует двойственность, ещё и полярны, то есть имеют мужскую или женскую природу. У мужчин физический уровень мужской, а у женщин - женский, это очевидно. Каждый следующий уровень имеет противоположный знак. Это означает, например, что у мужчин активны первый и третий уровни, а пассивны второй и четвёртый, тогда как у женщин наоборот. Поэтому мужчины чаще всего сильнее физически и интеллектуально, а женщины более сильны в эмоциональном плане и в магии. Если возникает ссора, то мужчина либо ударит, либо будет убеждать, тогда как женщина будет кричать и плакать или, сознательно или бессознательно, сглазит.

Переход от первого уровня ко второму означает соединение мужского и женского начала внутри человека, что, собственно, и освобождает от стремления к подобному соединению во внешнем мире. Если существуют проблемы во взаимоотношениях с противоположным полом (а они всегда присутствуют у существ в состоянии метафизического сна), то они будут препятствовать течению энергии в этом месте.

Недоверие интеллекта к эмоциям, которые он считает разрушительными и пытается контролировать, будет препятствовать движению энергии между вторым и третьим уровнями.

На пути от третьего уровня к четвёртому препятствием будет линейность рассудка, неспособного воспринимать многообразие реальности четвёртого уровня.

А противоречие, между этими многочисленными реальностями и одной единственной, извините за тавтологию, реальной реальностью, воспринимаемой с пятого уровня, будет препятствовать движению энергии на его границе.

Просветлённые люди говорят, что дальше тоже существуют препятствия, которые, в основном, заключаются в незнании того, что есть ещё куда двигаться, таким блаженным кажется переживание попавших туда индивидуумов (в случае пятого уровня). А те, которые попали, например, на шестой уровень, собственно, и попали то туда, за счёт потери этой самой своей индивидуальности (в самом хорошем смысле этого слова), так вот, их переживание настолько бесконечно, что невозможно себе представить, что есть что-либо ещё.

Прекратить все три вида активности одновременно очень трудно, поэтому образовалось три основных пути, которые Георгий Иванович Гурджиев называл путями факира, монаха и йогина. Факир работает, в основном, со своим физическим телом, монах - с эмоциональной сферой, йогин - с интеллектом.

Сам Гурджиев ввёл понятие "четвёртого пути", когда со всеми тремя уровнями работа происходит одновременно, при этом не требуется формальный отказ от мирской жизни.

Поговорим, однако, поподробнее, о первых трёх путях.

Если вы собираетесь вступить на один их них, вам необходимо выяснить, какой из уровней у вас доминантный, потому что начинать следует оттуда, где вы находитесь, вы не можете отправиться в путешествие из Москвы, находясь в Петербурге. Доминантный уровень потребляет наибольшее количество энергии, именно его и нужно заблокировать первым.

Предположим, что вы больше ориентированы на физическую сторону жизни. Путь факира тогда ваш, садитесь и находитесь в состоянии покоя и неподвижности как можно дольше. Вначале внутри вас будет просто один сплошной катаклизм, но через несколько лет всё утихнет, и энергия двинется вверх, вы заметите это, такое невозможно не заметить.

Если в вас доминирует эмоциональная сфера, вам необходимо развивать в себе преданность к учителю и любовь к богу, качества, которые в особом почёте у монахов. Тем самым энергия прекратит извергаться с вашего эмоционального плана в виде негативных эмоций и беспокойства, и тоже двинется вверх.

Если же вы интеллектуал, то вам лучше начинать с остановки ума, для этого существует большое количество упражнений по концентрации на чём-нибудь, а потом вам нужно будет (всего-то!) убрать объект концентрации, и ум остановится сам по себе, что ему ещё останется делать, скажите на милость, если у него отнимут последнюю соломину?

И, как уже было сказано, существует ещё четвёртый путь, когда происходит работа со всеми тремя уровнями понемногу, но основная ставка делается на то, что удастся найти некий философский камень, некое качество, само присутствие которого трансформирует энергию на каждом уровне, к которому оно прикоснётся, превращая мышление в осознанность, ненависть в любовь, сексуальные стремления в брахмачарью. Ранее в этой книге я назвал его "качеством Х".

Для этого качества придумано множество слов, но все они неправильно понимаются. Для людей, склонных к медитации, это осознанность, для идущих по пути монаха, это Бог, Возлюбленный, для ориентированных на физическое тело, это переживание оргазмического единения со всем миром, но хитрость в том, что это ни то, ни другое, и ни третье, поскольку всё это лишь только описания воздействия этого качества на наше сознание на разных уровнях. Суфии говорят, что есть некто Хидр, человек в зелёном, который является искателям и указывает им направление в нужный момент, может он и есть это качество? Недаром же мне в голову пришла идея назвать его именно этой буквой!

Основной и самой большой глупостью было бы воспринимать это качество как нечто отдельное и внешнее по отношению к себе. Помните, вы хотели, чтобы я сказал, кто мы есть на самом деле, а я отнекивался и говорил, что ни за что не скажу? Так вот я передумал, и говорю вам: "На самом деле мы и есть это качество Х!"

Глава 6

Почему же нам так трудно развиваться духовно? Вот вопрос вопросов! Почему мы готовы тратить столько энергии на активность, приносящую минимум удовлетворения, а на то, без чего жизнь не имеет вообще никакого смысла, мы, в лучшем случае, тратим некое количество минут в день, да и то, делаем это весьма формально, от чего смысл всей этой деятельности теряется напрочь?

Наша картина мира, которую мы не осознаём, формирует намерения, которые этому препятствуют. И, более того, опираясь на эту картину мира, мы создали общество, в цели которого отнюдь не входит духовный рост его членов. Его цель - поддержание status quo, чтобы ничего не менялось, а духовный рост, это, прежде всего, и есть способность к изменениям.

Поэтому общество манипулирует нами, наше же создание держит нас в рабстве, и механизмы этого рабства можно увидеть, глядя на него с точки зрения уровней сознания.

На физическом уровне нами манипулировать очень легко, это делается от века, особенно в приложении к так называемым "народным массам". Будете хорошо себя вести - будет еда. Будете вести себя плохо - не дадим еды, будем бить палками. Вот вам древнейшая политика кнута и пряника. Редко, но бывает, что народные массы выходят из себя и начинают крушить всё, что подвернётся под руку, но через некоторое время успокаиваются, думая, что добились своего, и появляются очередные представители народа, которым даже выдумывать ничего не надо, всё уже давным-давно выдумано, они просто продолжают применять всю ту же безотказную политику.

На эмоциональном уровне хорошо срабатывает провокация отрицательных эмоций и привязывание их к определённым идеям и событиям. Например, неприятные ощущения от недостатка продовольствия, такие как страх или ненависть, привязываются к идее национальной вражды, выбирается какая-нибудь национальность, которая, естественно, находится в меньшинстве, на неё и указывают, как на виноватую. Естественно, прежде всего на ум приходят евреи, которые расселились по всему миру и везде оказались в меньшинстве. Такое ощущение, что они это сделали нарочно! Но они далеко в этом не одиноки, представители многих национальностей, которые доминируют в своих странах, оказываются в бедственном положении там, где в большинстве другие.

Сюда же можно отнести и рекламу, изобретение сравнительно недавнее, но быстро завоевавшее весь "цивилизованный" мир. Самые приятные эмоции возникают во время вкусной еды и секса, а ещё от ощущения важности, вот нам и показывают полуобнажённую красотку в шестисотом мерседесе, моющуюся определённым мылом, и на следующий день каждый мужчина бежит это мыло покупать. Я, конечно, утрирую, но, будьте уверены, он может уже и забыть о том, что видел эту рекламу, но, придя в магазин, чтобы купить подарок жене, внимание его остановится именно на этом мыле, и он купит его, с самыми лучшими намерениями, даже не понимая того, насколько оскорбителен для жены такой подарок, потому что подсознательно он хочет, чтобы именно красотка из рекламы была его женой ( ну и чтобы мерседес тоже в придачу), или чтобы жена стала на неё похожа. К счастью, его жена этого тоже не понимает и, чаще всего, радуется подарку.

На интеллектуальном уровне в нас внедряют всякие разные идеи, и делается это несложно, путём простого повторения. Кажется, Гиммлер сказал, что истина - это тысячу раз повторенная ложь. Если есть средства, чтобы вас слышали (а у каждого правительства такие средства есть), просто повторяйте то, что вам нужно, и очень скоро все будут повторять за вами, а потом и сами начнут говорить кому-либо то же самое, искренно считая, что это их собственное мнение. История таких стран, как Россия и Германия в ХХ веке очень хорошо иллюстрирует это положение.

И, наконец, четвёртый уровень, воздействовать на него труднее, но это уже не нужно, воздействие уже совершено, кем и как, это вопрос другой, да и, в общем-то, не такой уж важный. Мы уже постоянно спим, стремимся к иллюзорным целям, считаем себя пупами земли и уничтожаем всё вокруг, не понимая, что тем самым уничтожаем себя. При этом мы утешаем себя сказками о загробной жизни, рае и аде, реинкарнациях и пришельцах. Мы используем любую возможность, чтобы только не видеть реальности, а когда появляется индивидуум, постигший реальность, указывающий на неё, ведущий к ней, мы, как правило, его убиваем, делаем из его имени культ и используем его для того, чтобы запутать себя и других ещё более.

Быть частью такого общества настолько стыдно, что мы подавляем своё сознание как только можем, чтобы не испытывать этого стыда. И в таком состоянии, не видя и сотой части того, что нам доступно, мы продолжаем двигаться от рождения к смерти, наполняя жизнь ложными ценностями и пытаясь сохранять свой ум постоянно занятым, чтобы, не дай бог, он не задал вопроса вроде: "кто я?", "откуда?", "куда я иду?". Потому что на эти вопросы у ума нет ответа, а движения глубже, за пределы ума, мы боимся пуще самой смерти.

Заключение

В заключение этой небольшой книги, я хочу сказать, что всё, конечно же, не так уж плохо. На самом деле, всё просто замечательно. Просто это нужно увидеть и понять. Мы все как бы делимся на три части: те, кто всё ещё думают, что всё хорошо; те, кто уже знают, что всё плохо, и пытаются что-то по этому поводу сделать; и те, кто уже опять, на собственном опыте понял, что всё хорошо. Автор этой книги принадлежит ко второй категории, отсюда и некоторая язвительность и скептический пессимизм, присущий его стилю.

Хочу также сказать, что деление на уровни, конечно же, условно. Это словно карта. Глядя на карту, мы знаем, где кончается одна страна и начинается другая, но если мы просто будем проходить в этом месте, вряд ли мы заметим какие-нибудь отличия, разве что наткнёмся на пограничника с автоматом.

Вот также и с уровнями сознания. Препятствия, которые мы обсуждали в этой книге, и есть эти самые "пограничники с автоматами". Пока они существуют, существует и деление на уровни, когда они исчезают, мы осознаем себя одним целым. Говорят, что Будда никогда не говорил о чакрах и уровнях, потому, что его энергия текла свободно, он не чувствовал никакого разделения.

В любой карте важны две вещи: она должна указать направление и обозначить возможные препятствия. Система уровней сознания эту функцию выполняет. Нужно только помнить, что в духовном путешествии обязательно наступает момент, когда карта больше не нужна, когда вам нужно довериться своему внутреннему ощущению направления. До этого ещё далеко, но я желаю вам, чтобы этот момент наступил, и чтобы у вас тогда хватило смелости разжать ладони и прыгнуть в неведомое, ибо только так…

"Чтобы творение осталось в вечности, оно должно остаться незаконченным"

Древняя китайская пословица.

 

nirdosh@mail.lanck.net


Хостинг от uCoz