Главная

Рейки

Коучинг

Медитация

Уми

События

Тексты

 

Противоречия и парадоксы в Системе Усуи

1. Предистория

Одна из встреч мастеров Рейки. Присутствует несколько мастеров, в том числе и Филлис Фурумото. Идёт жаркая дискуссия на определённую тему, мы никак не можем прийти к общему знаменателю. Атмосфера накаляется. Все чувствуют себя неудобно, но никто не знает, как выйти из положения. Когда конфликт достигает своего пика, Филлис произносит несколько слов, и энергия всей группы совершенно меняется. Всё становится ясным, глубоким и тихим.

Тем же вечером, отправляясь спать, я всё ещё под впечатлением этого чуда. Что произошло? Откуда появились такие сильные ощущения конфликта и дискомфорта? Куда они исчезли? Что сотворили слова Филлис с энергией всей группы? Все эти вопросы продолжают крутиться в голове, не давая мне уснуть. Кажется, что ответ где-то очень близко, где-то рядом, стоит только протянуть руку.

И ответ пришел. В конце концов, когда я уже засыпал от усталости и отчаяния его найти, я внезапно понял, почувствовал, узнал!

Конфликт присутствовал, поскольку некоторые из нас говорили что-то, а другие говорили прямо противоположное. И те и другие считали, что они были правы, но, что страннее всего, они чувствовали, что их оппоненты тоже были правы! Возникло логическое противоречие, с которым ум наш никак не мог справиться. Все запутались, рассердились, чувствовали себя неудобно.

Затем Филлис произнесла несколько слов, они не касались предмета разговора напрямую. Они скорее касались нас, они помогли нам двинуться на один уровень глубже и увидеть этот вопрос не как противоречие, а как парадокс. Парадокс, то есть возможность для двух противоречивых утверждений существовать одновременно.


Мне кажется, что это одна из самых важный функций Рейки Мастера: наблюдать, как студент сталкивается с противоречием, наблюдать, как он с ним сражается, быть терпеливым и дождаться правильного момента, чтобы сказать или сделать что-то, что позволит студенту глубже двинуться в пространство парадокса и научиться иметь дело с тем, что нелогично, непонятно для ума, но, тем не менее, вполне очевидно существует.


Вот несколько мыслей по поводу того, как эти противоречия могут проявить себя в связи с разными элементами формы Системы Усуи.

2. История

Противоречия элемента История становятся всё более и более очевидными сейчас, с тем, как все больше и больше людей начинают интересоваться этим элементом. Есть много духовных традиций, в который истории являются частью процесса обучения. В Суфийской традиции, например, говорится, что ученик может достичь просветления, если полностью поймёт семь историй о Мулле Насреддине, расположенных в определенном порядке.


История Рейки - это очевидно есть несколько историй, расположенных в определённом порядке. Но, в то же самое время, они не являются историями, придуманными некими мудрыми людьми в целях обучения, по крайней мере, большинство из них.


В основном то, о чём рассказывается, произошло на самом деле и может быть проверено. Существуют документы и люди, которые ещё помнят действующих лиц этих историй и, что ещё более важно, эта История продолжается каждый момент, и каждый из нас является её частью, просто будучи частью сообщества Рейки. Так что у Истории есть качества мифа, она описывает определённый стереотип, определённый рисунок, согласно которому нечто происходит и повторяется в жизнях нас самих, как студентов Системы. И История имеет качество истории в общем понимании этого слова - это также набор дат и фактов. Для этого второго качества важны факты: имена, события, даты. Для первого качества факты не имеют значения, важно учение, которое передаётся.


Как же мы относимся к этим двум качествам? Будучи мастером, как я рассказываю эту Историю в классе, как набор фактов, или как источник учения? Или и то, и другое? Способен ли я передать оба эти качества?


Будучи студентом, в чём я более заинтересован? Буду ли я проверять историю, рассказанную мне мастером на достоверность? Буду ли я искать в истории отражение своего собственного процесса развития и роста?


Могу ли я принять эту Историю, со всеми её противоречиями, как часть учения, которым обеспечивает нас Система?

3. Духовная Дисциплина

Большинство из нас узнаёт о том, что такое Носитель Традиции, в классе первой ступени. Потом, постепенно, мы узнаем немного больше, знакомимся с портретами Грандмастеров, слышим Историю, наконец, встречаемся с Носителем Традиции лично. И все это время нам, зачастую, не дают покоя вопросы типа: Есть ли иерархия в Системе Усуи? Могут ли одни мастера быть лучше других? Означает ли титул "Грандмастер", что человек, который его носит, является "главным" мастером?


Теоретически мы знаем, что все мастера равны, но, будучи студентом, трудно поверить, особенно в начале, что мой мастер не является лучшим. Затем мы начинаем сомневаться в этом и иногда проходим через очень болезненный процесс потери иллюзий о мастере, который нас инициировал.


Когда мы сами становимся мастерами, у нас есть искушение считать всех мастеров весьма и весьма одинаковыми, потому что теперь мы сами вступили в клуб, и нам не хочется быть ниже или хуже, чем кто-либо ещё.


Все эти процессы влияют на наши представления о Духовной Линии. Иногда мы вполне удовлетворены тем, что учим других, иногда нам нужен кто-то, у кого мы могли бы учиться, но этот кто-то должен отличаться и быть лучше того, у которого учатся все остальные. Проходя через все эти периоды, мы даём разные ответы на вопрос: "Какова роль Носителя Традиции в Системе Усуи?"


Но ни один из этих ответов не разрешит противоречия: все мастера являются мастерами; некоторые из них имеют особые роли в сообществе Рейки, а некоторые не имеют. И потом есть ещё такой человек, который играет особую роль, имеет особое название, и другие мастера относятся к нему по особому. Почему это так? И как принимается решение о том, кто будет играть эту особую роль?


Ответы могут быть очень различными - от полного приятия всего как есть, до такого же полного неприятия. Но противоречия это не разрешает.

4. Принципы

Если рассмотреть этот элемент серьёзно, то противоречие станет очевидным очень быстро, сразу после того, как мы слышим эти Принципы в классе. Как только мы сердимся и беспокоимся, и осознаём это, мы понимаем, что не можем просто взять и начать следовать Принципам. Лучшее, что мы можем сделать, это замечать, когда мы им не следуем. Тогда возникает вопрос: Зачем же их изучать? С какой целью? И как может быть, что люди, которые учат нас этим Принципам, так часто сами им не следуют?


Эти Принципы дают нам описание Хорошего Человека. Иногда я думаю, что настоящая ценность этого элемента заключается в том, чтобы поставить нас лицом к лицу с противоречием: мы все знаем, каким должен быть Хороший Человек. Но мы не следуем этому. Каким-то образом мы не хотим этому следовать. А если даже и хотим, то не можем. Что-то нам мешает. Это огорчает, создаёт дискомфорт, который, если с ним подольше пожить, может обогатить нас открытиями и очень глубокими переживаниями.

5. Устная традиция

Иногда ко мне приходит студент и говорит: "Я знаю о Рейки из такой-то книги". И я говорю ему: "Не читай книг о Рейки, это устная традиция". И в ответ я слышу: "Но если бы я не прочитал эту книгу, я бы никогда не пришёл к тебе учиться!"


Это такое "прямо на поверхности лежащее" противоречие. Но есть ещё одно, что лежит глубже. Я думаю, что большинство студентов согласятся с тем, что для того, чтобы научиться Рейки, нужно лично встретиться с живым мастером. Что-то передаётся в то время, когда произносятся слова. Это немного таинственно, но вполне логично.


Нелогичная часть появляется тогда, когда мы понимаем, что нет никакой гарантии того, что нечто было передано через личный контакт, и нет никакого способа это проверить.
Иногда мы можем судить позже по результатам, иногда эти результаты очень трудно увидеть. Но в сам момент передачи нам необходимо иметь доверие, другими словами, нам приходится положиться на знание, которое далеко за пределами логики.

6. Форма обучения

Здесь мы встречаемся с основным противоречием между формой и содержанием. Если Рейки есть во всём, зачем нам специальная форма, чтобы узнать об этом? Или: Каждый человек уникален, почему все должны проходить через одинаковый процесс обучения в классе?


Возможно с этим противоречием проще иметь дело, потому что мы встречаем весьма похожие вопросы в ежедневной жизни. Это не означает, что мы знаем, как с ними быть, мы просто привыкли к ним, и они не так раздражают. Именно поэтому, мне кажется, мастер должен обращать особое внимание на студентов, у которых есть хотя бы малейшие проблемы с Формой. Это может выражаться в тенденции "нарушать правила", или в фанатичном им следовании. В обоих случаях работа мастера состоит в том, чтобы сделать противоречие ещё более острым, вместо того, чтобы идти на компромисс с учением, пытаясь удовлетворить нужды ученика.

7. Деньги

Это, возможно, первое противоречие, с которым мы встречаемся по отношению к Рейки, поскольку нам приходится иметь с ним дело ещё до того, как мы приходим в класс. Почему мы должны платить за что-то, что и так всем доступно?


В определённый момент мы узнаём, что давая Рейки другим, сам практик получает пользу, так как это его собственный процесс исцеления и духовного роста, точно так же, как обучение есть духовная практика мастера. Тогда почему мы должны платить за духовную практику других людей? Буддийские монахи медитируют без всякой оплаты!


Нам действительно повезло, что этот элемент присутствует в Системе. Деньги - вещь сама по себе очень противоречивая, а в связи с Рейки, они приводят нас к одному из основных вопросов: "Я получил жизнь бесплатно, почему я должен платить за то, чтобы её поддерживать?"


Это поднимает множество других непростых вопросов о работе. Что есть работа? Что-то неприятное и утомительное, что я должен делать, чтобы зарабатывать на жизнь? Или нечто, что доставляет радость, тот способ, каким я выражаю себя в этом мире?


Для многих людей, особенно мастеров Рейки, практика Системы Усуи становится попыткой скомбинировать занятие, приносящие удовольствие с зарабатыванием себе на жизнь. Есть ли в этом противоречие? Или и то, и другое могут замечательно сосуществовать?


Давая ответы на эти вопросы, не стоит ли нам честно взглянуть на наш опыт попыток соединить удовольствие и радость с зарабатыванием денег?

8. Сеансы, Символы, Инициации

Эти три элемента являются способами практики Рейки на трёх разных уровнях. С точки зрения противоречия у них много общего. В каждом из них основное противоречие между формой и содержанием проявляется очень сильно.


Наши мастера учат нас тому, как делать основной сеанс, как рисовать символы, как проводить ритуал инициации. Однако они нам также говорят: "Следуйте за своими руками" и "Рейки вас научит".


То, как мы работаем с этим по мере нашего движения по пути варьируется от абсолютно точного следования инструкциям до изменения формы почти что каждого элемента. Однако есть нечто, что не изменяется. Нам, тем не менее, всё равно нужна какая-то форма. Есть ли граница, зайдя за которую в изменении формы, мы окажем влияние и на содержание также?


Если посмотреть назад, то можно заметить, что наши ответы на этот вопрос, и идеи по этому поводу в сообществе Рейки меняются со временем. Я даже не побоюсь сказать, что это изменение циклично.

9. Эпилог

Мы живём в противоречивом мире. Наша логика не на многое способна, даже наука сейчас с этим соглашается. Электрон является и частицей, и волной, независимо от того, понимаем ли мы это, или нет!


Но для того, чтобы избежать встреч с этими противоречиями, мы создали для себя некий искусственный мир, построенный по законам логики. Мы так хорошо поработали, что мы можем родиться в этом мире, жить в нём и умереть, так и не узнав, что есть нечто большее, чем только этот искусственный мир.


Тем не менее, наиболее важные и ценные вещи в жизни остаются наиболее противоречивыми. Возьмите любовь. Как хорошо сказал один русский поэт: "Она говорит, что любит его, но не знает почему…. Вот сука!" Отчаянный крик логики, не справляющейся с жизнью!


Возьмите красоту. Сколько людей в мире смогут объяснить вам, что такого особо красивого в Моне Лизе?


Возьмите смерть, наконец. Как так получилось, что мы не можем её контролировать? Если это моя жизнь, как так получается, что не мне дано решать, когда её прекратить? Моя ли это жизнь???


Кстати, раз уж мы заговорили о жизни… лучше о ней и не говорить. Так многое мы принимаем как данность, что забыли, что жизнь и есть самый источник наших противоречий. Мы учимся, как их избежать, мы постепенно становимся мастерами избегания. Заменяя любовь браком, красоту - полезностью, не имея контроля над своей собственной жизнью, мы пытаемся контролировать жизни нашей семьи, друзей и всех вокруг. Это тот старый добрый тренинг, который обеспечивает нам общество.


Системы типа той, что открыл доктор Усуи, заставляют нас осознать жизненные противоречия так, что избежать этого осознания уже невозможно. Я хочу, чтобы мы увидели это насколько возможно ясно - противоречия содержатся не в Системе. Жизнь абсолютно противоречива сама по себе, а Система Усуи просто учит нас это видеть и относиться к этому по другому, как к парадоксу, включая и принимая все грани жизни, так чтобы это приносило смех вместо гнева, радость вместо непонимания, блаженство вместо отчаяния. Двигаясь по пути, мы начинаем понимать, что противоречий не нужно бояться, на самом деле с ними весело! А это самый большой дар, какой мы можем получить в этой жизни.

 

nirdosh@mail.lanck.net


Хостинг от uCoz